Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим
приказом директора МКОУ ООШ
советом
№11 пгт. Верхние Серги
протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Комплексный анализ текста»
для учащихся 9 класса
Верхние Серги, 2023
Пояснительная записка
Учебный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса составлен на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по
русскому языку.
Согласно действующему учебному плану учебный
курс предусматривает в 9
классе обучение в объёме 0,5 часа в неделю - 17 занятий в год.
Актуальность выбора данного курса для девятиклассников в том, что содержание
курса, во-первых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для
успешного прохождения ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и
выполнения тестовых заданий, связанных с текстом и словом в тексте, а также при
создании устных высказываний на заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам
больше
практиковаться
в
написании
изложений,
сочинений,
создании
устных
высказываний и, таким образом, совершенствовать языковые умения и навыки.
Содержание учебного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е.
курс русского языка и соответствующий курс «Комплексный анализ текста» призваны
развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую
компетенции.
Цели курса:
1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ
художественного текста.
2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка
орфографической зоркости при редактировании своих и чужих текстов.
3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе
прочитанного или прослушанного, используя разные виды анализа текста
Задачи курса:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения
различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым),
умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника
слова и умений создавать вторичные тексты.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения
критически оценивать их.
3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста,
функциональный стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова.
Делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь.
4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на
предложенную тему
Коммуникативная компетенция:
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка
коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально –
смысловых типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся 9 класса.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в
системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция:
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка
и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов
произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и моральноэтической
тематики,
правильно
их
употреблять;
пользоваться
толковым,
фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
(в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться
на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного
строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами,
слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и
трудно проверяемыми орфограммами,
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации:
правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать
способы
и средства связи предложений тексте; анализировать
строение
текста,
языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и
рассуждения-доказательства.
Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием
разных типов речи.
Сжимать тексты, используя разные способы компрессии.
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические
ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться
целесообразного выбора языковых средств.
Тематическое планирование
№
Название раздела
п/п
Кол-
Виды учебной
во
деятельности
Содержание
часов
1.
Введение. Задачи 1
курса.
2.
Лекция. Беседа
Слово
Понятие
как
основная
единица языка.
«комплексный
Понятие
«Комплексный
анализ текста».
анализ текста».
Тема и основная 1
Коллективная работа – Повторение изученного о
мысль
обобщение
текста.
и теме и основной мысли.
Практическая
систематизация знаний Учиться
работа.
о
определять
тексте, главную мысль текста и
закономерностях
его находить ее в самом тексте;
построения.
Работа
выделять узкие и широкие
в
малых темы; подбирать рабочие
группах – определение материалы по данной теме.
темы и основной мысли
текста.
Практическая
работа
3.
Микротемы
и 1
Устный опрос. Работа в Расширение представления
составление
парах.
о микротемах и абзаце;
плана
Практическая работа.
составление плана текста
текста.
Практическая
путем
определения
работа.
микротем;
составление
сложного плана готового
текста
и
своего
высказывания.
4
Способы
средства
и 1
связи
предложений
в
Коллективная работа – Повторение
обобщение
и средств
способов
и
связи
систематизация знаний предложений; определение
тексте.
о
средствах
связи в отдельных абзацах текста
1) Способы
предложений.
способов и средств связи
связи
Самостоятельная
предложений.
предложений
в
работа –
тексте.
анализ Последовательное
текстов.
2) Лексические и
параллельное
и
соединение
предложений в тексте.
морфологические
средства
связи
предложений
в
тексте.
5
Типы
речи.
1) 1
Особенности
Коллективная работа – Систематизация сведений о
работа с текстами.
речи;
расширение
композиции
представления о строении
текстов
различных
разных
видов
типов речи.
рассуждений:
2)
доказательств,
Особенности
языкового
размышлений, объяснений;
оформления
в тексте художественного
текстов
произведения
разных
типов речи.
6
типах
Стили речи.
находить
различные типы речи.
1
Коллективная работа – Стили
работа с текстами.
речи:
(сфера
употребления, задача речи,
характерные
языковые
средства). Нахождение в
тексте языковых средств,
характерных
стилей
устных
для
речи.
и
разных
Создание
письменных
высказываний:
сбор
материала к сочинению с
учетом стиля речи и темы)
и
систематизация
его;
расширение представления
о
языковых
средствах,
характерных для различных
стилей речи. Особенности
строения
устных
и
письменных
публицистических
и
художественных
высказываний (задача речи,
структура
текста,
характерные языковые и
речевые средства).
7
Орфографический 1
Тестовые задания для Орфограммы в приставках,
анализ
подготовки к ГИА
текста.
корнях, Н-НН в разных
Задание 5.
частях речи, правописание
1) Орфограммы в
гласных после шипящих и
приставках,
Ц. Употребление мягкого и
суффиксах.
твердого знаков. Слитное,
2) Орфограммы в
дефисное,
корнях.
написание слов различных
3) Н-НН в разных
частей речи. Правописание
частях речи.
личных
раздельное
окончаний
глаголов.
Правописание
суффиксов
прилагательных,
причастий, глаголов.
8
Средства
1
выразительности.
Тестовые задания для Повторение и закрепление
подготовки к ГИА
Задания ОГЭ.
понятий о тропах и фигурах
речи. Умение находить их и
определять
роль
средств
выразительности
в
художественном
и
публицистическом текстах.
9
1) Выразительное 1
Работа
чтение текста как
Подготовка к
искусство
части ГИА.
Работа
звучащего слова
Работа в парах.
Выявление ключевых слов
2)
Отработка
навыков.
3)
Отработка
с
текстами. Выразительное чтение как
устной тест на понимание текста.
текста.
над
интонацией.
навыков.
10
1) Приёмы сжатия 1
Работа с текстами.
Знакомство
с
текста.
содержательными
2-3) Практикум
приёмами
компрессии
текста
(разделение
информации на главную и
второстепенную,
исключение
несущественной
и
второстепенной
информации; свёртывание
исходной информации за
счёт обобщения (перевода
частного
в
общее)
и
основными
языковыми
приёмами
компрессии
исходного текста (замены
однородных
членов
обобщающим
наименованием;
предложения или его части
указательным
местоимением;
предложения или его части
определительным
или
отрицательным
местоимением
с
обобщающим
значением;
сложноподчинённого
предложения
простым;
исключения
повторов,
фрагмента
предложения,
одного или нескольких из
синонимов;
слияния
нескольких предложений в
одно).
11
Устное
Тестовые задания для Формирование
навыка
изложение
подготовки к ГИА.
сжатия
текста.
прочитанного
Работа в парах.
Совершенствование навыка
1
текста
анализа
текста,
сжатия
текста
12
Сжатое
1
Фронтальная работа – Совершенствование навыка
изложение
анализ
текста,
затем анализа
Практическое
самостоятельное сжатое текста,
занятие
изложение
текста,
сжатия
письменного
пересказа
текста.
Применение
алгоритма
действий
написании
при
сжатого изложения
13
1)
Лексический 1
Беседа о
лексических Определение лексического
анализ текста.
изобразительно-
и
2) Задание ОГЭ.
выразительных
значений слова, прямое и
Практикум.
средствах языка.
переносное
значение,
парах – синонимы,
антонимы,
Работа
в
анализ
лексических омонимы,
грамматического
паронимы.
средств на материале Общеупотребительные
текстов
необщеупотребительные
художественных
слова.
и
произведений.
Анализ текста
14.
1)
1
Коллективная работа – Словосочетание
и
Синтаксический
обобщение
анализ текста.
систематизация знаний единицы синтаксиса.
2)
о
Словосочетание и
единицах языка.
словосочетания; главные и
предложение.
Самостоятельная
второстепенные
3) Осложнения в
работа –
простом
синтаксических единиц.
предложении.
Тестовые задания для сложного предложения.
4)
подготовки к ГИА
Сложное
и предложение как основные
синтаксических Главные и зависимые части
члены
анализ предложения.
Понятие
простого
Предложение
и
с
предложение.
однородными
Разные
обращением
связи.
виды
членами,
и
прямой
речью.
Синонимика
сложносочиненных
предложений с различными
союзами.
Стилистические
особенности
сложносочиненного
предложения
и
простых
предложений.
Стилистические
особенности
сложноподчиненного
и
простого предложения.
Использование
сложноподчиненных
предложений разного вида
в
разных
типах
речи
Выразительные
особенности
бессоюзных
предложений. Синонимика
простых
и
сложных
предложений с союзами и
без союзов.
Правильное
построение
сложных
предложений
разными
видами
с
связи.
Уместное употребление их
(преимущественно
в
книжной речи).
Стилистические
особенности
предложения
видами связи
сложного
с
разными
15
Создание
1
Тестовые задания для
собственного
подготовки к ГИА.
связного устного
Работа в парах.
высказывания на
предложенную
тему
16
1) Сочинение – 1
Лекция. Коллективная и Раскрытие темы в широком
рассуждение
индивидуальная работа общекультурном
на
основе
с
текстами.
прочитанного
текста
Анализ Структура
плане.
сочинения
рассуждения.
–
Алгоритм
текста.
написания
Структура.
рассуждения по данному
2) Речевые клише.
тексту.
3)
Речевые
Отработка
сочинения
–
клише,
алгоритма
используемые в сочинении
написания
- рассуждении
сочинения.
17
Комплексный
анализ текста.
1
Определение
Тестовые
задания
для
уровня лингвистической подготовки к ГИА
подготовки учащихся.
Индивидуальная
работа –
устранение
грамматических
ошибок
и
речевых
недочетов.
Итого: 17 часов
Учебно-методическое обеспечение
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы.- М., 2010.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. –
М., 2009.
ГИА – 2021: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2020
Учебные словари
Материалы для обучения чтению.
Использование технических средств, СМИ и Интернета:
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.
Аудиозаписи
1) https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozhenij-oge-2018-s-sajta-fipi/
2) https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T8505
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)