Рабочая программа учебного курса ''Комплексный анализ текста''

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим

приказом директора МКОУ ООШ

советом

№11 пгт. Верхние Серги

протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Комплексный анализ текста»
для учащихся 9 класса

Верхние Серги, 2023

Пояснительная записка
Учебный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса составлен на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по
русскому языку.
Согласно действующему учебному плану учебный

курс предусматривает в 9

классе обучение в объёме 0,5 часа в неделю - 17 занятий в год.
Актуальность выбора данного курса для девятиклассников в том, что содержание
курса, во-первых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для
успешного прохождения ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и
выполнения тестовых заданий, связанных с текстом и словом в тексте, а также при
создании устных высказываний на заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам
больше

практиковаться

в

написании

изложений,

сочинений,

создании

устных

высказываний и, таким образом, совершенствовать языковые умения и навыки.
Содержание учебного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е.
курс русского языка и соответствующий курс «Комплексный анализ текста» призваны
развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую
компетенции.
Цели курса:
1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ
художественного текста.
2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка
орфографической зоркости при редактировании своих и чужих текстов.
3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе
прочитанного или прослушанного, используя разные виды анализа текста
Задачи курса:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения
различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым),
умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника
слова и умений создавать вторичные тексты.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения
критически оценивать их.

3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста,
функциональный стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова.
Делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь.
4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на
предложенную тему
Коммуникативная компетенция:
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка
коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально –
смысловых типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся 9 класса.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в
системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция:
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка
и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)

Планируемые результаты освоения учебного курса
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов
произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и моральноэтической

тематики,

правильно

их

употреблять;

пользоваться

толковым,

фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
(в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться
на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного
строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами,
слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и
трудно проверяемыми орфограммами,
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации:
правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать
способы

и средства связи предложений тексте; анализировать

строение

текста,

языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и
рассуждения-доказательства.
Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием
разных типов речи.
Сжимать тексты, используя разные способы компрессии.
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические
ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться
целесообразного выбора языковых средств.

Тематическое планирование
№

Название раздела

п/п

Кол-

Виды учебной

во

деятельности

Содержание

часов
1.

Введение. Задачи 1
курса.

2.

Лекция. Беседа

Слово

Понятие

как

основная

единица языка.

«комплексный

Понятие

«Комплексный

анализ текста».

анализ текста».

Тема и основная 1

Коллективная работа – Повторение изученного о

мысль

обобщение

текста.

и теме и основной мысли.

Практическая

систематизация знаний Учиться

работа.

о

определять

тексте, главную мысль текста и

закономерностях

его находить ее в самом тексте;

построения.
Работа

выделять узкие и широкие
в

малых темы; подбирать рабочие

группах – определение материалы по данной теме.
темы и основной мысли
текста.

Практическая

работа
3.

Микротемы

и 1

Устный опрос. Работа в Расширение представления

составление

парах.

о микротемах и абзаце;

плана

Практическая работа.

составление плана текста

текста.

Практическая

путем

определения

работа.

микротем;

составление

сложного плана готового
текста

и

своего

высказывания.
4

Способы
средства

и 1
связи

предложений

в

Коллективная работа – Повторение
обобщение

и средств

способов

и

связи

систематизация знаний предложений; определение

тексте.

о

средствах

связи в отдельных абзацах текста

1) Способы

предложений.

способов и средств связи

связи

Самостоятельная

предложений.

предложений

в

работа –

тексте.

анализ Последовательное

текстов.

2) Лексические и

параллельное

и

соединение

предложений в тексте.

морфологические
средства

связи

предложений

в

тексте.
5

Типы

речи.

1) 1

Особенности

Коллективная работа – Систематизация сведений о
работа с текстами.

речи;

расширение

композиции

представления о строении

текстов

различных

разных

видов

типов речи.

рассуждений:

2)

доказательств,

Особенности

языкового

размышлений, объяснений;

оформления

в тексте художественного

текстов

произведения

разных

типов речи.

6

типах

Стили речи.

находить

различные типы речи.

1

Коллективная работа – Стили
работа с текстами.

речи:

(сфера

употребления, задача речи,
характерные

языковые

средства). Нахождение в
тексте языковых средств,
характерных
стилей
устных

для

речи.
и

разных
Создание

письменных

высказываний:

сбор

материала к сочинению с
учетом стиля речи и темы)
и

систематизация

его;

расширение представления
о

языковых

средствах,

характерных для различных
стилей речи. Особенности
строения

устных

и

письменных
публицистических

и

художественных
высказываний (задача речи,
структура

текста,

характерные языковые и
речевые средства).
7

Орфографический 1

Тестовые задания для Орфограммы в приставках,

анализ

подготовки к ГИА

текста.

корнях, Н-НН в разных

Задание 5.

частях речи, правописание

1) Орфограммы в

гласных после шипящих и

приставках,

Ц. Употребление мягкого и

суффиксах.

твердого знаков. Слитное,

2) Орфограммы в

дефисное,

корнях.

написание слов различных

3) Н-НН в разных

частей речи. Правописание

частях речи.

личных

раздельное

окончаний

глаголов.

Правописание

суффиксов
прилагательных,
причастий, глаголов.
8

Средства

1

выразительности.

Тестовые задания для Повторение и закрепление
подготовки к ГИА

Задания ОГЭ.

понятий о тропах и фигурах
речи. Умение находить их и
определять

роль

средств

выразительности

в

художественном

и

публицистическом текстах.
9

1) Выразительное 1

Работа

чтение текста как

Подготовка к

искусство

части ГИА.

Работа

звучащего слова

Работа в парах.

Выявление ключевых слов

2)

Отработка

навыков.
3)

Отработка

с

текстами. Выразительное чтение как
устной тест на понимание текста.

текста.

над

интонацией.

навыков.
10

1) Приёмы сжатия 1

Работа с текстами.

Знакомство

с

текста.

содержательными

2-3) Практикум

приёмами

компрессии

текста

(разделение

информации на главную и
второстепенную,
исключение
несущественной

и

второстепенной
информации; свёртывание
исходной информации за
счёт обобщения (перевода
частного

в

общее)

и

основными

языковыми

приёмами

компрессии

исходного текста (замены
однородных

членов

обобщающим
наименованием;
предложения или его части
указательным
местоимением;
предложения или его части
определительным

или

отрицательным
местоимением

с

обобщающим

значением;

сложноподчинённого
предложения

простым;

исключения

повторов,

фрагмента

предложения,

одного или нескольких из
синонимов;

слияния

нескольких предложений в

одно).
11

Устное

Тестовые задания для Формирование

навыка

изложение

подготовки к ГИА.

сжатия

текста.

прочитанного

Работа в парах.

Совершенствование навыка

1

текста

анализа

текста,

сжатия

текста
12

Сжатое

1

Фронтальная работа – Совершенствование навыка

изложение

анализ

текста,

затем анализа

Практическое

самостоятельное сжатое текста,

занятие

изложение

текста,

сжатия

письменного

пересказа

текста.

Применение

алгоритма

действий

написании

при

сжатого изложения
13

1)

Лексический 1

Беседа о

лексических Определение лексического

анализ текста.

изобразительно-

и

2) Задание ОГЭ.

выразительных

значений слова, прямое и

Практикум.

средствах языка.

переносное

значение,

парах – синонимы,

антонимы,

Работа

в

анализ

лексических омонимы,

грамматического

паронимы.

средств на материале Общеупотребительные
текстов

необщеупотребительные

художественных

слова.

и

произведений.
Анализ текста
14.

1)

1

Коллективная работа – Словосочетание

и

Синтаксический

обобщение

анализ текста.

систематизация знаний единицы синтаксиса.

2)

о

Словосочетание и

единицах языка.

словосочетания; главные и

предложение.

Самостоятельная

второстепенные

3) Осложнения в

работа –

простом

синтаксических единиц.

предложении.

Тестовые задания для сложного предложения.

4)

подготовки к ГИА

Сложное

и предложение как основные

синтаксических Главные и зависимые части
члены

анализ предложения.
Понятие

простого

Предложение

и
с

предложение.

однородными

Разные

обращением

связи.

виды

членами,
и

прямой

речью.
Синонимика
сложносочиненных
предложений с различными
союзами.

Стилистические

особенности
сложносочиненного
предложения

и

простых

предложений.
Стилистические
особенности
сложноподчиненного

и

простого предложения.
Использование
сложноподчиненных
предложений разного вида
в

разных

типах

речи

Выразительные
особенности

бессоюзных

предложений. Синонимика
простых

и

сложных

предложений с союзами и
без союзов.
Правильное

построение

сложных

предложений

разными

видами

с

связи.

Уместное употребление их
(преимущественно

в

книжной речи).
Стилистические
особенности
предложения
видами связи

сложного
с

разными

15

Создание

1

Тестовые задания для

собственного

подготовки к ГИА.

связного устного

Работа в парах.

высказывания на
предложенную
тему
16

1) Сочинение – 1

Лекция. Коллективная и Раскрытие темы в широком

рассуждение

индивидуальная работа общекультурном

на

основе

с

текстами.

прочитанного

текста

Анализ Структура

плане.

сочинения

рассуждения.

–

Алгоритм

текста.

написания

Структура.

рассуждения по данному

2) Речевые клише.

тексту.

3)

Речевые

Отработка

сочинения

–

клише,

алгоритма

используемые в сочинении

написания

- рассуждении

сочинения.
17

Комплексный
анализ текста.

1

Определение

Тестовые

задания

для

уровня лингвистической подготовки к ГИА
подготовки учащихся.
Индивидуальная
работа –

устранение

грамматических
ошибок

и

речевых

недочетов.
Итого: 17 часов
Учебно-методическое обеспечение
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы.- М., 2010.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. –
М., 2009.
ГИА – 2021: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2020

Учебные словари
Материалы для обучения чтению.
Использование технических средств, СМИ и Интернета:
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.
Аудиозаписи
1) https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozhenij-oge-2018-s-sajta-fipi/
2) https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T8505

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».