Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
РАССМОТРЕНО
Педагогическим
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МКОУ ООШ
советом
№11 пгт. Верхние Серги
протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательная математика»
для учащихся 6 класса
Верхние Серги, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебного
курса
общеинтеллектуального
направления
«Занимательная математика» для 6 классов «разработана в соответствии с требованиями
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования. Программа данного курса ориентирована на рассмотрение отдельных
вопросов математики,. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также
является информационной поддержкой дальнейшего образования в средней и старшей
школе и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей школьников, их
аналитических и синтетических способностей.
Основная идея данного курса заключена в расширении и углублении знаний
учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного
овладения
учащимися
Актуальность
данного
системой
курса
математических
определяется
тем,
знаний
что
и
учащиеся
умений.
расширяют
представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов,
о роли математики в общечеловеческой культуре. Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию
мыслительных
операций
и
общему
интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15
лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз
заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что
размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную
радость. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому,
эмоциональному
развитию
учащихся.
При
реализации
содержания
программы
учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы
составляют
инновационные
технологии:
личностно
-
ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики:
арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков,
что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только
наиболее сильных. При отборе содержания и структурирования программы использованы
общедидактические
принципы:
доступности,
преемственности,
перспективности,
развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического
сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического
образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного
образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Работа с обучающимися во внеурочное время направлено на достижение следующих
целей:
в
направлении
личностного
развития:
формирование
представлений
о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству
и математических способностей;
в
метапредметном
направлении:
формирование
общих
способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в
предметном
направлении:
создание
фундамента
для
математического
развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
Цели занятия:
расширение и углубление знаний учащихся по математике,
привитие интереса учащихся к математике,
развитие математического кругозора, логического мышления,
исследовательских умений учащихся,
воспитание настойчивости, инициативы,
развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Игра – соревнование
Индивидуальное и групповое обучение
Инсценировки
Практическое занятие
Математический бой
«Мозговой штурм»
Индивидуальное и групповое обучение
Круглый стол
Игра «Что? Где? Когда?»
Урок - конкурс
Поиск информации
Проекты
Решение задач
Деловая игра
Самостоятельная работа
Математическая олимпиада
И т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности на основе
составленного плана, проекта, модели, образца;
— формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма
выполнения задачи;
— формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской
деятельности;
— формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного
проектирования;
— формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа
решения;
— формирование познавательного интереса к изучению нового, способам
обобщения и систематизации знаний;
— формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков
выполнения творческого задания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формируемые УУД
Регулятивные УУД:
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
— составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
— сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
— формировать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
— использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения
своих целей;
— анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
— в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
— учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
— уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностного отношения к математической культуре, знаниям, миру,
людям, своему внутреннему миру;
приобретение опыта участия во внешкольных акциях познавательной
направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);
предметных неделях, праздниках, конкурсах;
приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности
с другими детьми
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи. Устный счет.
Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111,
50, 125.
Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. Задачи на
размещение и разрезание. Задачи со спичками. Четность, делимость чисел. Логические
задачи.
Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты.
Принцип Дирихле. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие
расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи. Применение математики на
практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов программы
Количество часов
1
Занимательные задачи
19
2
Математика вокруг нас
6
3
Задачи на проценты
5
4
Математические игры
4
Всего
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
1
Устный счет. Свойства чисел
1
2
Устный счет. Свойства чисел
1
3
Числовые ребусы. Головоломки
1
4
Числовые ребусы. Головоломки
1
5
Задачи – шутки. Отгадывание чисел
1
6
Задачи на размещение и разрезание
1
7
Задачи со спичками
1
8
Четность, делимость чисел
1
9
Логические задачи
1
10
Логические задачи
1
11
Логические задачи
1
12
Переливание, взвешивание
1
13
Задач на части и отношения
1
14
Задач на части и отношения
1
15
Задачи на части и отношения
1
16
Методы решения творческих задач
1
17
Методы решения творческих задач
1
18
Методы решения творческих задач
1
19
Методы решения творческих задач
1
20
Решение задач международного конкурса «Кенгуру»
1
21
Принцип Дирихле
1
22
Старинные задачи
1
23
Старинные задачи
1
24
Геометрические головоломки
1
25
Невозможные объекты
1
26
Лист Мёбиуча
1
27
Математика в архитектуре города
1
28
Математика вокруг нас
1
29
Математика вокруг нас
1
30
Математика вокруг нас
1
31
Проценты в современной жизни
1
32
Проценты в современной жизни
1
33
Математические софизмы
1
34
Несколько слов о криптографии
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5–6 классы : Экзамен, 2009.
2. Е.В.Смыкалова Математика. Сборник задач. Санкт-Петербург. СМИО Пресс 2021
3. И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин, Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. М.:
Просвещение, 2010.
4. Т.Б. Анфимова Математика. Внеурочные занятия. 5 – 6 классы М.: Илекса,2011
5. Учебники Математика 5,6 кл под редакцией Г. В. Дорофеева,
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.kidmath.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина;
http://www.bashmakov.ru Олимпиады и конкурсы по математике для школьников
Всероссийская олимпиада школьников по математике;
http://math.rusolymp.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://tasks.ceemat.ru Занимательная математика, олимпиады игры, конкурсы по
математике для школьников;
http://www.olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи;
http://www.zaba.ru Международный математический конкурс «Кенгуру»
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)