Профилактика девиантного поведения подростков.
10.10.2022
Профилактика и
предупреждение девиантного поведения.
Рекомендации педагогам
по работе с девиантными подростками
Девиантное поведение — это поведение,
отклоняющееся от общепринятых,
социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.
В зависимости от уровня
вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько
видов девиантного поведения:
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не
соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство,
конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям
(семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании,
самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных,
так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других
преступлениях.
Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:
- преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм,
приобретает особенное распространение в молодежной среде.
- пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди
молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять
алкоголь в возрасте 13-15 лет.
- наркомания
-проституция
- самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования,
повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в
обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и
молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье,
несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением
личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения
детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков, пищевая зависимость (булимия,
анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), агрессия у подростков, низкий уровень
интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из
дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного
порядка.
Профилактика девиантного поведения.
Задачи профилактики
девиантного поведения:
1) формирование
ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
2) формирование
ценности здорового образа жизни;
3) развитие позитивных
жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
4) повышение
компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах
активности;
5) включение личности
в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
6) развитие навыков
продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности
собственного поведения, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
7) своевременная
коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной
компетентности.
В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с
детьми и подростками должны рассматриваться:
• детско-подростковые коллективы;
• педагоги и специалисты образовательных учреждений;
• педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки,
спортивные секции);
• волонтеры из числа подростков и молодых людей;
• социальные работники;
• организаторы молодежных объединений;
• чиновники и законодатели
К методам профилактики девиантного поведения относят:
·
психологические тренинги;
·
воспитательные беседы, лекции;
·
образовательные программы.
·
организация досуга
·
развитие личностных ресурсов
·
создание поддерживающей среды
·
пропаганда здорового образа жизни
Позиция педагога в ситуациях взаимодействия с девиантными подростками
1. Установка педагога на
принятие подростка таким, какой он есть. Внутренняя готовность к возможным
негативным особенностям подросткового возраста.
2. Наличие у педагога
коммуникативной толерантности (терпения, умение не обозляться на подростков,
несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.).
3. Оптимистический взгляд
на подростка: вера в его наилучшие качества, в наступление положительных
эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Педагогу
запрещено унижать личность подростка, навешивать ему «ярлыки».
4. Стремление проявлять
подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической
помощи. Оно проявляется в стремлении педагога помочь подростку осознать, что он
не безразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что ему готовы
оказать поддержку.
5. Готовность педагога
относится к подростку не менее уважительно, чем к себе: в этом случае подросток
убеждается, что в нем видят личность, достойную признания и уважения, что ему
помогают самоутверждаться, проявлять свою самостоятельность, взгляды, мнения.
6. Доброжелательность и
чистосердечность. Человек может быть доброжелательным - открытым к людям,
бескорыстным и миролюбивым, помогающим в осуществлении хороших дел,
располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть зловредным -
готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив,
отчитывающим, укоряющим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым -
отталкивающим от себя людей. Воспитателю подростков лучше относится к первой
категории людей.
7. Понимание сложности
воспитательной задачи при взаимодействии с подростками, в том числе и со
сложными характерами. Уместно всегда помнить слова Януша Корчака: «Надо
остерегаться смешивать «хороший» и «удобный». Все современное воспитание
направлено на то, чтобы ребенок был удобен…».
И, наконец, педагогу
важно научиться различать:
·
Желание привлечь внимание, желание показать свою власть или отмстить за
обиду (реальную или вымышленную), желание избежать неудач. При этом поведение
подростка может быть плохим, но не девиантным.
·
Собственно девиантное поведение - это постоянное аморальное,
противоправное, преступное поведение.
Ежегодное проведение в МКОУ ООШ № 11 пгт. Верхние Серги совместных
мероприятий с представителями правоохранительных органов по предупреждению
девиантного поведения помогают выявить учащихся склонных к каким либо
правонарушениям.