Описание Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее — ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный
разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а
также механизмы реализации компонентов АООП ООО.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий
получения образования. Определение одного из вариантов АООП ООО обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ―
ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и
реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП
ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. АООП ООО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к: • структуре АООП ООО; •
условиям реализации АООП ООО; • результатам освоения АООП НОО. Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения
и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение
ими содержанием образования.
В реализации деятельностного подхода АООП ООО обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
1
успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей; • онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная программа определяет:
приоритеты, качество содержания и реализации основного общего образования в школе, его
организационные и методические аспекты на уровне основного общего образования;
коррекцию отклонений в развитии средствами образования детей с ЗПР, их социально психологическую реабилитацию для последующей интеграции в старшие общеобразовательные
классы;
цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного
процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
2