Согласовано
Протокол заседания
педагогического совета
от 15.09.2019 № 2
Утвержден
приказом директора
МКОУ ООШ № 11
пгт. Верхние Серги
от 21.09.2019 № 51-од
Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
МКОУ ООШ №11 пгт. Верхние Серги
1. Общие положения
Положение о нормах профессиональной этики работников Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
(МКОУ ООШ № 11 пгт. Верхние Серги), далее Школа, разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от
информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
1.2.Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него
изменения и дополнения, утверждается приказом директора МКОУ ООШ № 11 пгт. Верхние Серги.
1.3.Настоящее Положение определяет нормы профессиональной этики педагогических
работников и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
1.4.Целью настоящего Положения является:
1.4.1.установление нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их
профессионального поведения для эффективного осуществления ими своей профессиональной
деятельности;
1.4.2.содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников Школы;
1.4.3.регулирование профессионально-этических проблем, возникающих в процессе
совместной деятельности педагогических работников с другими участниками образовательного
процесса.
2. Обязанности педагогического работника как педагога
Педагогический работник обязан:
2.1.1.соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных
обязанностей;
2.1.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений;
2.1.4. проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к учащимся,
их родителям (законным представителям) и коллегам;
2.1.5. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации
и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп,
способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между учащимися;
2.1.6.соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
1
2.1.7.соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использовать
самому и не допускать использования в присутствии участников образовательного процесса
ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз, злой иронии;
2.1.8.воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или)
развитию детей;
2.1.9.избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации
педагогического работника и (или) Школы;
2.1.10. занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни Школы, стремиться к
совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методики обучения;
2.1.11. не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности Школы или проведения
необоснованные сравнения ее с другими образовательными организациями;
2.1.12. не терять чувства меры и самообладания;
2.1.13. не допускать во время учебных занятий и любых официальных мероприятий телефонные
переговоры, своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона;
2.1.14. соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
2.1.15. быть примером достойного поведения и высокого морального долга как в Школе, так и
за ее пределами.
Обязанности педагогического работника перед учащимися
3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан:
уважать честь и достоинство учащихся;
выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;
выбирать такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности,
инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и
помогать другим;
при оценке поведения и достижений учащихся стремиться укреплять их самоуважение и веру
в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
проявлять толерантность;
защищать их от физического и (или) психического насилия;
не допускать проявления превосходства, выражения к кому-либо из учащихся предпочтения
или неприязни;
не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности других педагогов с целью
снижения авторитета своих коллег и повышения своего;
стремиться стать для учащихся положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан воздерживаться
от:
навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
оценки их личности и личности их родителей (законных представителей);
предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных представителей)
учащихся.
4.Обязанности
педагогического
работника
перед
родителями
(законными
представителями) учащихся
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся обязан:
4.1.1.прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных представителей) к активному
участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов,
связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с согласия его родителей
(законных представителей);
2
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных прав и
интересов ребенка;
4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя)
учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно
разъяснить ему порядок решения вопроса;
4.1.6.проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным представителям),
высказываться в корректной и убедительной форме; разъяснить при необходимости требования
действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогический
работник не должен:
заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и
достижений их детей.
5.Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и
опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без
использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других педагогических
работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в присутствии
учащихся и их родителей (законных представителей).
5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками,
приоритетным является учет интересов Школы в целом.
6. Обязанности педагогического работника перед администрацией Школы
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме;
6.1.3.
сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться от заискивания.
7. Обязанности администрации перед педагогическими работниками
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками представитель администрация
обязан:
быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной
репутации, способствовать формированию в Школе благоприятного морально-психологического
климата;
делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического
работника;
оказывать педагогическим работникам морально-психологическую помощь и поддержку,
вникать в запросы и нужды;
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной
этики;
не допускать резких выражений оскорбительного характера;
пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе;
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики
и принятие по ним объективных решений.
7.2. Представитель администрации не имеет морального права:
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
использовать служебное положение в личных интересах;
3
проявлять формализм, высокомерие, грубость;
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства,
приятельских отношений;
демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать;
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам
долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации
педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм
профессиональной этики педагогических работников.
8.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом
2 настоящего
Положения,
рассматриваются
комиссией
по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам
регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации,
порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах - гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.
8.4.В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.
9. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и профсоюзный комитет
Школы.
10. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее Положение
10.1. Положение вступает в силу с 01.10.2019г.
10.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании
педагогического совета Школы.
10.3.Положение действительно до принятия новой редакции.
4