Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Директор МКОУ ООШ № 11
протокол №1
пгт. Верхние Серги
от «30» августа 2023 г.
Е.В.Струнина
Приказ № 27 – од
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(для 5 класса)
пгт. Верхние Серги, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса
«Проектная мастерская»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, требования к основной образовательной программе
основного общего образования.
Программа «Проектная мастерская» составлена на основе авторского курса программы
«Проектная мастерская» для 5 - 9 классов (авторы-составители А.В.Леонтович, И.А.Смирнов,
А.С.Саввичев).
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной,
рефлексивной,
технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных
практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе
формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков,
субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и
общества).
Основные задачи:
Образовательные:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов;
уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и
уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в идеи презентации, оформлять письменную часть проекта; знать
критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о
рисках, их возникновении и преодолении;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора;
обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;
развитие творческих способностей; развитие умения
анализировать, вычленять
существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном
виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные
знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;
на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению
проектов разных типов.
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих
заданий;
вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся
проявить себя.
Необходимость введения курса «Проектная мастерская» определяется современными
требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в
части исследовательской грамотности.
Общая характеристика учебного предмета
Исследовательскую и проектную деятельность учащихся можно определить как
деятельность
школьников,
связанную
с
решением
ими
конкретной
творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, что предполагает существование
следующих
этапов,
характерных
также
и
для
исследования
в
научной
сфере:
1)постановка проблемы;
2)изучение теории по выбранной теме;
3)подбор методик исследования, их практическое применение (овладение ими);
4)сбор материала по избранной теме;
5)анализ и обобщение собранного материала;
6)формулирование собственных выводов.
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений
должна проводиться постоянно и охватывать как урочную, так и внеурочную деятельность
учащихся. При этом учитель - предметник может применять материал разных уроков для
формирования умений исследовательской деятельности, использовать исследовательский метод
в преподавании тем по предмету.
Мотивированность. Учитель должен помочь учащимся понять и увидеть смысл их
исследовательской деятельности, чтобы они рассматривали это направление их работы как
возможность реализации своих талантов, интересов и возможностей, в качестве потенциала
самосовершенствования и саморазвития.
Творческая атмосфера. Педагогу следует формировать творческую, рабочую атмосферу,
направлять усилия по постоянному поддержанию интереса учащихся к исследовательской
работе, поощрять их творческие проявления, стремление к творческому поиску. При этом крайне
важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок их
деятельности.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, в том числе и
исследовательских, необходим творчески работающий учитель, который стремится к созданию
креативной рабочей обстановки, и обладает необходимыми знаниями и подготовкой для ведения
занятий по предмету ОИД.
Учет
возрастных
особенностей
обучающихся
крайне
необходим.
Обучение
исследовательским умениям должно реализовываться исключительно на уровне, доступном для
восприятия учащихся конкретного возраста, а само исследование должно быть исключительно
посильным, интересным и полезным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
1) Личностные:
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность;
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
-расширение кругозора учащихся;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека.
2) Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
игровую, общественную и др.;
-владение умениями работать с различными источниками информации (анализировать и
обобщать факты, составлять план);
-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект, реферат, доклад, эссе и др.);
-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении.
3) Предметные:
- освоение способов исследований как необходимой основы для ведения научноисследовательской деятельности в будущем;
- владение базовым понятийным аппаратом исследовательской деятельности;
- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские термины и
понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- владение навыками создания аргументации для подкрепления собственной точки зрения
на основе собранного материала;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное высказывание
собственные суждения (в письменном, наглядном и вербальном виде).
Объем курса
Представленная программа курса «Проектная мастерская» предназначена для учащихся 5
класса. Учебная нагрузка определяется из расчета 1 час в неделю в школе, а также
самостоятельная работа учащихся вне школы. Таким образом, курс рассчитан на 34 часа.
Планируемые результаты реализации программы:
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования
проблемы;
гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию;
выберутся методы исследования;
последовательное исследование;
зафиксированные полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализированный и обобщенный полученный результат;
подготовленный отчет – сообщение по результатам исследования;
публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального;
результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
включение в конкурсную защиту творческих проектов, среди учащихся 5 класса не
менее 10%;
интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной
творческой, исследовательской и практической работе.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
КУРСА
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем, то есть учитель создает
такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной
проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого
ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке
проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация
строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название
проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее
значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта
Чаще
всего
задачи
рассматриваются
в
следующем
ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать
информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый
объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще
лучше
с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с
целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами
исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и
есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой
задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу,
связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети
рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно
четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением
правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе
каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего
проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей
защиты проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея
проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на
протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта;
альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью
или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог,
фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только
для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то
образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который
подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться
поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно
озвучить планы на будущее.
Тематическое планирование
№
Раздел
п/п
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Теоретическая часть
17
3
Практическая часть
16
Поурочное планирование
№
Тема урока
п/п
Количество
часов
Введение (1 час)
1
Зачем нам нужен проект?
1
Теоретическая часть (17 часов)
2
Исследование и проектирование. Сходство и различия
1
3
Проблема
1
4
Актуальность работы
1
5
Источники информации. Ссылки и правила цитирования
1
6
Тема работы
1
7
Объект и предмет работы
1
8
Цель работы
1
9
Задачи работы
1
10
Гипотеза
1
11
Методы исследования и проектирования
1
12
Планирование работы
1
13
Корректировка плана в ходе выполнения работы
1
14
Результаты и их обработка
1
15
Анализ и обсуждение результатов
1
16
Подготовка отчёта о работе
1
17
Подготовка материала для доклада
1
18
Выступление
1
Практическая часть (16 часов)
19
Постановка проблемы
1
20
Выбор темы проекта
1
21
В чем актуальность проекта?
1
22
Объект и предмет проекта
1
23
Цель и задачи проекта
1
24
Гипотеза и методы исследования проекта
1
25
Разработка плана работы над проектом
1
26
Выполнение проекта
1
27
Корректировка в ходе выполнения проекта
1
28
Получение результатов проекта и их обработка
1
29
Подготовка отчета о работе над проектом
1
30
Подготовка доклада для выступления по защите проекта
1
31
Защита проектов
1
32
Защита проектов
1
33
Защита проектов
1
34
Подведение итогов
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Проектная мастерская»: 5-9 классы. А.В.Леонтович, И.А.Смирнов, А.С.Саввичев. – Москва:
Просвещение, 2023.
2. «Исследовательские и проектные работы по биологии»: 5-9 классы. И.А.Смирнов,
Н.В.Мальцевская. – Москва: Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. / http://www.school-collection.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование». / http://www.mon.gov.ru
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)