Рабочая программа учебного курса ''За страницами школьной зоологии''

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим

приказом директора МКОУ ООШ

советом

№11 пгт. Верхние Серги

протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«За страницами школьной зоологии»
для учащихся 7 класс

Верхние Серги, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе: Федерального закона №
273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа ориентирована на использование: «За страницами школьной
зоологии: Книга для учащихся», автор: Никишов А.И.. – М.: ИЛЕКСА.
Мир животных, изучаемый зоологией, отличается огромным разнообразием.
Накопленные о нем знания не может вместить ни одна книга, тем более школьный
учебник. На уроках зоологии можно познакомиться лишь с отдельными представителями
основных типов и классов животных и с признаками их строения и жизнедеятельности.
Учебный курс «За страницами школьной зоологии» поможет учащимся расширить
представления о многообразии животного мира.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год) для учащихся 7 класса
основного общего образования.
Программа направлена на достижение следующих целей:
 расширение представлений о многообразии животных;
 обобщение, систематизация и углубление знаний о строении и этологии животных;
 формирование у учащихся интереса к изучению животных.
Задачи:
1. Развитие у учащихся умения проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о
биологических объектах.
2. Развитие биологических понятий.
3. Углубление знаний об этологии животных.
4. Развитие познавательного интереса и любви к животным.

Курс способствует:
 развитию

познавательных

навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
 развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
 созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого
ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные
методики следующие:
 обучение через опыт и сотрудничество;
 учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
 интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное
моделирование, тренинги);
 предусмотрена проектная деятельность;
 личностно - деятельностный подход;
 применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала как в
коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Ожидаемые результаты
Результаты изучения учебного курса направлены на реализацию деятельностного и
личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями,
значимыми

для

их

социализации,

мировоззренческого

и

духовного

развития,

позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в
повседневной жизни.
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
1. Работать с дополнительной литературой.
2. Самостоятельно готовить доклады и сообщения.
3. Работать с определителем животных.
4. Подводить итоги и делать выводы.
5. Работать в команде.
6. Применять знания на практике.

Тематическое планирование учебного курса
«За страницами школьной зоологии»
№

Тема урока

урока
I. Общие сведения - 3 часа.
1

В мире животных

2

Аристотель – отец науки зоологии.

3

Животные вокруг нас

II. Клеточное строение животных - 1 час
4

Клетки – строительный материал жизни.

III. Одноклеточные животные - 2 часа
5

Колумб мира Простейших

6

Такие разные Одноклеточные

IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные - 2 часа
7

Почему гидру назвали гидрой

8

Интересное о медузах и кораллах

V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 3 часа
9

Опасные плосковик и лентецы

10

Гельминтология

11

КВН Плоские, Круглые и Кольчатые черви

VI. Тип Моллюски – 2 часа
12

Рождение жемчуга

13

Такие разные Моллюски

VII. Тип членистоногие - 4 часа
14

Сухопутные раки

15

Паукообразные - паразиты

16

Бабочки и открытие феромонов

17

Редкие насекомые, нуждающиеся в охране

VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час
18

Позвоночное без позвонков

IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 3 часа
19

Рыбы из древней эры

20

Удивительные факты из жизни рыб

21

Такие разные рыбы

X. Класс Земноводные или Амфибии - 2 часа
22

Вот так лягушки

23

Защита незаслуженно гонимых амфибий

XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 2 часа
24

Древнейшие из древних пресмыкающихся

25

Такие разные Рептилии

XII. Класс Птицы - 4 часа
26

Виртуальная экскурсия в мир птиц

27

Такие разные птицы

28

Птицы - рекордсмены

29

Птичьи разговоры

XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 3 часа
30

Удивительные звери в воздухе

31

Такие разные млекопитающие

32

Двоюродная родня человека

XIV. Заключение – 3 часа
33

Вымершие животные

34

Самые редкие и необычные животные

Список литературы
1. Никишов А.И. За страницами школьной зоологии: Книга для учащихся. – М.: ИЛЕКСА.
2. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. –
189с.
3. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов,
И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
4. Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В.
Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС
учебного курса «За страницами школьной зоологии»
№

Название темы

п/п

Кол-во

Методы

Формы

Оборудование,

Формы

часов

обучения

организации

ресурсы

контроля

Презентация

Фронтальный

деятельности
I. Общие сведения - 3 часа.
1

2

В мире животных

Аристотель

–

1

отец

науки

1

зоологии.

Беседа,

Урок-викторина

познавательная

«В мире

игра

животных»

Работа с

Комбинированный

доп.литературой,

урок

опрос

Презентация

Фронтальный
опрос

беседа
3

Животные вокруг нас

1

Познавательная

Урок-игра

игра

«Биологический

Презентация

Работа в
командах

тир»
II. Клеточное строение животных - 1 час
4

Клетки

–

материал жизни.

строительный

1

Беседа,

Урок-

Фильм «Клетки –

Обсуждение

демонстрация

видеоэкскурсия

строительный

видеофильма

Дата
план факт

материал жизни»
III. Одноклеточные животные - 2 часа
5

Колумб мира Простейших

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

работа с доп.

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

литературой
6

Такие разные Одноклеточные

1

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

демонстрация
IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 2 часа
7

Почему гидру назвали гидрой

1

Рассказ учителя,

Урок-

Фильм «Гидра –

Обсуждение

наглядный

видеоэкскурсия

подводная

видеофильма

хищница»
8

Интересное

о

медузах

и

1

кораллах

Игровой,

Урок-игра,

Видеофрагменты о

Обсуждение

наглядный

видеоэкскурсия

медузах, кораллах

видеофрагментов,
работа в
командах

V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 3 часа
9

Опасные плосковик и лентецы

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

работа с доп.

Презентация

Сообщения
учащихся

литературой
10

Гельминтология

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

работа с доп.
литературой
11

КВН

Плоские,

Круглые

и

1

Кольчатые черви

Игровой,

Урок-игра

Презентация

наглядный

Работа в
командах

VI. Тип Моллюски – 2 часа
12

Рождение жемчуга

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

Презентация

Фронтальный
опрос

работа с доп.
литературой
13

Такие разные Моллюски

1

Игровой,

Урок-игра

демонстрация

Презентация

Работа в

«Многообразие

командах

моллюсков»
VII. Тип членистоногие - 4 часа
14

Сухопутные раки

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

работа с доп.
литературой

Презентация

Сообщения
учащихся

15

Паукообразные - паразиты

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

работа с доп.
литературой
16

Бабочки и открытие феромонов

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

работа с доп.
литературой
17

Редкие

насекомые,

1

нуждающиеся в охране

Рассказ учителя,

Урок-беседа

Презентация

демонстрация

Фронтальный
опрос

VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час
18

Позвоночное без позвонков

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация

урок

Презентация

Фронтальный
опрос

IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 3 часа
19

Рыбы из древней эры

1

Демонстрация,

Комбинированный

работа с доп.

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

литературой
20

Удивительные факты из жизни

1

рыб
21

Такие разные рыбы

Рассказ учителя,

Проблемный урок

Презентация

демонстрация
1

Игровой,
демонстрация

Фронтальный
опрос

Урок-игра

Интерактивная

Работа в

презентация

командах

X. Класс Земноводные или Амфибии - 2 часа
22

Вот так лягушки

1

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

демонстрация
23

Защита незаслуженно гонимых

1

амфибий

Игровой,

Урок-игра

Презентация

демонстрация

Работа в
командах

XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 2 часа
24

Древнейшие

из

древних

1

пресмыкающихся

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Фронтальный
опрос

демонстрация
25

Такие разные Рептилии

1

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

демонстрация
XII. Класс Птицы - 4 часа
26

Виртуальная экскурсия в мир

1

Наглядный

Урок-экскурсия

птиц

Презентация,

Обсуждение

аудиозаписи
голосов птиц

27

Такие разные птицы

1

Игровой,

Урок-игра

демонстрация
28

Птицы - рекордсмены

1

Презентация,

Работа в

аудиозаписи

командах

Наглядный,

Урок-

Презентация,

Обсуждение

демонстрация

видеоэкскурсия

видеофрагмент

видеофрагмента

29

Птичьи разговоры

1

Игровой,

Урок-игра

Презентация

демонстрация

Работа в
командах

XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 3 часа
30

Удивительные звери в воздухе

1

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

демонстрация
31

Такие разные млекопитающие

1

Работа с доп.

Комбинированный

литературой,

урок

Презентация

Сообщения
учащихся

демонстрация
32

Двоюродная родня человека

1

Рассказ учителя,

Комбинированный

демонстрация

урок

Презентация

Фронтальный
опрос

XIV. Заключение – 3 часа
33

Вымершие животные

1

Наглядный

Урок-

Видеофильм «10

Обсуждение

видеоэкскурсия

вымерших

видеофильма

животных 19-20
веков»
34

Самые редкие и необычные
животные

1

Наглядный

Урок-

Видеофильм

Обсуждение

видеоэкскурсия

«Самые редкие и

видеофильма

необычные
животные нашей
планеты»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».