Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим
приказом директора МКОУ ООШ
советом
№11 пгт. Верхние Серги
протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«За страницами школьной зоологии»
для учащихся 7 класс
Верхние Серги, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе: Федерального закона №
273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа ориентирована на использование: «За страницами школьной
зоологии: Книга для учащихся», автор: Никишов А.И.. – М.: ИЛЕКСА.
Мир животных, изучаемый зоологией, отличается огромным разнообразием.
Накопленные о нем знания не может вместить ни одна книга, тем более школьный
учебник. На уроках зоологии можно познакомиться лишь с отдельными представителями
основных типов и классов животных и с признаками их строения и жизнедеятельности.
Учебный курс «За страницами школьной зоологии» поможет учащимся расширить
представления о многообразии животного мира.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год) для учащихся 7 класса
основного общего образования.
Программа направлена на достижение следующих целей:
расширение представлений о многообразии животных;
обобщение, систематизация и углубление знаний о строении и этологии животных;
формирование у учащихся интереса к изучению животных.
Задачи:
1. Развитие у учащихся умения проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о
биологических объектах.
2. Развитие биологических понятий.
3. Углубление знаний об этологии животных.
4. Развитие познавательного интереса и любви к животным.
Курс способствует:
развитию
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого
ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные
методики следующие:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное
моделирование, тренинги);
предусмотрена проектная деятельность;
личностно - деятельностный подход;
применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала как в
коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Ожидаемые результаты
Результаты изучения учебного курса направлены на реализацию деятельностного и
личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями,
значимыми
для
их
социализации,
мировоззренческого
и
духовного
развития,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в
повседневной жизни.
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
1. Работать с дополнительной литературой.
2. Самостоятельно готовить доклады и сообщения.
3. Работать с определителем животных.
4. Подводить итоги и делать выводы.
5. Работать в команде.
6. Применять знания на практике.
Тематическое планирование учебного курса
«За страницами школьной зоологии»
№
Тема урока
урока
I. Общие сведения - 3 часа.
1
В мире животных
2
Аристотель – отец науки зоологии.
3
Животные вокруг нас
II. Клеточное строение животных - 1 час
4
Клетки – строительный материал жизни.
III. Одноклеточные животные - 2 часа
5
Колумб мира Простейших
6
Такие разные Одноклеточные
IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные - 2 часа
7
Почему гидру назвали гидрой
8
Интересное о медузах и кораллах
V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 3 часа
9
Опасные плосковик и лентецы
10
Гельминтология
11
КВН Плоские, Круглые и Кольчатые черви
VI. Тип Моллюски – 2 часа
12
Рождение жемчуга
13
Такие разные Моллюски
VII. Тип членистоногие - 4 часа
14
Сухопутные раки
15
Паукообразные - паразиты
16
Бабочки и открытие феромонов
17
Редкие насекомые, нуждающиеся в охране
VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час
18
Позвоночное без позвонков
IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 3 часа
19
Рыбы из древней эры
20
Удивительные факты из жизни рыб
21
Такие разные рыбы
X. Класс Земноводные или Амфибии - 2 часа
22
Вот так лягушки
23
Защита незаслуженно гонимых амфибий
XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 2 часа
24
Древнейшие из древних пресмыкающихся
25
Такие разные Рептилии
XII. Класс Птицы - 4 часа
26
Виртуальная экскурсия в мир птиц
27
Такие разные птицы
28
Птицы - рекордсмены
29
Птичьи разговоры
XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 3 часа
30
Удивительные звери в воздухе
31
Такие разные млекопитающие
32
Двоюродная родня человека
XIV. Заключение – 3 часа
33
Вымершие животные
34
Самые редкие и необычные животные
Список литературы
1. Никишов А.И. За страницами школьной зоологии: Книга для учащихся. – М.: ИЛЕКСА.
2. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. –
189с.
3. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов,
И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
4. Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В.
Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС
учебного курса «За страницами школьной зоологии»
№
Название темы
п/п
Кол-во
Методы
Формы
Оборудование,
Формы
часов
обучения
организации
ресурсы
контроля
Презентация
Фронтальный
деятельности
I. Общие сведения - 3 часа.
1
2
В мире животных
Аристотель
–
1
отец
науки
1
зоологии.
Беседа,
Урок-викторина
познавательная
«В мире
игра
животных»
Работа с
Комбинированный
доп.литературой,
урок
опрос
Презентация
Фронтальный
опрос
беседа
3
Животные вокруг нас
1
Познавательная
Урок-игра
игра
«Биологический
Презентация
Работа в
командах
тир»
II. Клеточное строение животных - 1 час
4
Клетки
–
материал жизни.
строительный
1
Беседа,
Урок-
Фильм «Клетки –
Обсуждение
демонстрация
видеоэкскурсия
строительный
видеофильма
Дата
план факт
материал жизни»
III. Одноклеточные животные - 2 часа
5
Колумб мира Простейших
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
работа с доп.
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
литературой
6
Такие разные Одноклеточные
1
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
демонстрация
IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 2 часа
7
Почему гидру назвали гидрой
1
Рассказ учителя,
Урок-
Фильм «Гидра –
Обсуждение
наглядный
видеоэкскурсия
подводная
видеофильма
хищница»
8
Интересное
о
медузах
и
1
кораллах
Игровой,
Урок-игра,
Видеофрагменты о
Обсуждение
наглядный
видеоэкскурсия
медузах, кораллах
видеофрагментов,
работа в
командах
V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 3 часа
9
Опасные плосковик и лентецы
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
работа с доп.
Презентация
Сообщения
учащихся
литературой
10
Гельминтология
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
работа с доп.
литературой
11
КВН
Плоские,
Круглые
и
1
Кольчатые черви
Игровой,
Урок-игра
Презентация
наглядный
Работа в
командах
VI. Тип Моллюски – 2 часа
12
Рождение жемчуга
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
Презентация
Фронтальный
опрос
работа с доп.
литературой
13
Такие разные Моллюски
1
Игровой,
Урок-игра
демонстрация
Презентация
Работа в
«Многообразие
командах
моллюсков»
VII. Тип членистоногие - 4 часа
14
Сухопутные раки
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
работа с доп.
литературой
Презентация
Сообщения
учащихся
15
Паукообразные - паразиты
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
работа с доп.
литературой
16
Бабочки и открытие феромонов
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
работа с доп.
литературой
17
Редкие
насекомые,
1
нуждающиеся в охране
Рассказ учителя,
Урок-беседа
Презентация
демонстрация
Фронтальный
опрос
VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час
18
Позвоночное без позвонков
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация
урок
Презентация
Фронтальный
опрос
IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 3 часа
19
Рыбы из древней эры
1
Демонстрация,
Комбинированный
работа с доп.
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
литературой
20
Удивительные факты из жизни
1
рыб
21
Такие разные рыбы
Рассказ учителя,
Проблемный урок
Презентация
демонстрация
1
Игровой,
демонстрация
Фронтальный
опрос
Урок-игра
Интерактивная
Работа в
презентация
командах
X. Класс Земноводные или Амфибии - 2 часа
22
Вот так лягушки
1
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
демонстрация
23
Защита незаслуженно гонимых
1
амфибий
Игровой,
Урок-игра
Презентация
демонстрация
Работа в
командах
XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 2 часа
24
Древнейшие
из
древних
1
пресмыкающихся
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Фронтальный
опрос
демонстрация
25
Такие разные Рептилии
1
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
демонстрация
XII. Класс Птицы - 4 часа
26
Виртуальная экскурсия в мир
1
Наглядный
Урок-экскурсия
птиц
Презентация,
Обсуждение
аудиозаписи
голосов птиц
27
Такие разные птицы
1
Игровой,
Урок-игра
демонстрация
28
Птицы - рекордсмены
1
Презентация,
Работа в
аудиозаписи
командах
Наглядный,
Урок-
Презентация,
Обсуждение
демонстрация
видеоэкскурсия
видеофрагмент
видеофрагмента
29
Птичьи разговоры
1
Игровой,
Урок-игра
Презентация
демонстрация
Работа в
командах
XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 3 часа
30
Удивительные звери в воздухе
1
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
демонстрация
31
Такие разные млекопитающие
1
Работа с доп.
Комбинированный
литературой,
урок
Презентация
Сообщения
учащихся
демонстрация
32
Двоюродная родня человека
1
Рассказ учителя,
Комбинированный
демонстрация
урок
Презентация
Фронтальный
опрос
XIV. Заключение – 3 часа
33
Вымершие животные
1
Наглядный
Урок-
Видеофильм «10
Обсуждение
видеоэкскурсия
вымерших
видеофильма
животных 19-20
веков»
34
Самые редкие и необычные
животные
1
Наглядный
Урок-
Видеофильм
Обсуждение
видеоэкскурсия
«Самые редкие и
видеофильма
необычные
животные нашей
планеты»
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)