Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 11 пгт. Верхние Серги
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим
приказом директора МКОУ ООШ
советом
№11 пгт. Верхние Серги
протокол № 1
от «30» августа 2023 г. № 27-од
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Знатоки географии»
для учащихся 5 класса
Верхние Серги, 2023
Пояснительная записка
Особенности
содержания данной программы
курса заключаются в том, что
пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности,
через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную
деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и
природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к
природным памятникам не только нашей Родины, но и мира. Реализация программы курса
«Знатоки географии» позволяет деятельностно познакомить с методами географической
науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и
гражданскому воспитанию школьников.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к
изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к
явлениям жизни и природы, программа курса «Знатоки географии» является актуальной в
системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно
проведённые уроки помогают обогатить знания детей, способствуют развитию
индивидуальных
качеств,
раскрытию
талантов.
Участие
школьников
в
занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков
работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой
деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Уроки
можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция,
небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Программа рассчитана на изучение обучающимися 5-х классов в течение 34 часов в
год, из расчета 1 час в неделю.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника
путем
совершенствования
его
знаний,
умений
и
навыков,
развития
его
общей
географической культуры.
Задачи программы:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников географических знаний и
знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете
исторического и культурного развития общества;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию как
своей местности, так и мира, как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения использовать источники географической информации,
прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование
патриотического сознания учащихся;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память,
мышление, речь и др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в
решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении
вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям курса;
повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
приобретение практических навыков и
умений
работы с картой, со
справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков
организации работы в группе.
Результаты развития универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию.
2. Находить необходимую информацию в тексте.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала.
7. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
выполнения
задания;
отбирать
необходимые источники
информации
среди
предложенных учителем.
8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том
числе с помощью ИКТ.
9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий деятельности, жизненных ситуациях под
руководством учителя.
4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.
7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Личностные УУД:
1.
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской
2.
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее
благополучие; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу
решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов.
Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению
новых
знаний
и
умений;
установление
связи
между
учением
и
будущей
профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Содержание курса «Знатоки географии».
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной
летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора
Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах
Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены
самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне.
Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные
пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо.
Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор
Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский
водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский
водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники
водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро,
Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной
солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш,
Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове,
Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро
смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города.
Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты.
Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая
– вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская,
Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий –
троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как
образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава,
вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные
вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический
туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные
породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии –
Большой
гейзер.
Гейзеры
Йелоустонского
парка
самые
грандиозные
в
мире.
Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения:
наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги.
Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный
Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло
таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли
камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых
северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (1 час)
Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова
кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник.
Тематическое планирование
№
Раздел
п/п
1
Каменная летопись планеты (2 часа)
2
В мире песка и камня (5 часов)
3
Каньоны мира (2 часа)
4
В мире падающей воды (4 часа)
5
Эти удивительные озёра (2 часа)
6
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
7
Грозное дыхание Земли (3 часа)
8
Тепло подземных вод и природных фонтанов (2 часа)
9
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
10
В глубинах неизведанного (4 часа)
11
Гиблые места (1 час)
Поурочное планирование
№
Тема урока
п/п
Количество
часов
Каменная летопись планеты (2 часа)
1
Каменная летопись планеты.
1
Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута.
2
Конусы Каппадокии.
1
Долина приведений горы Демерджи.
В мире песка и камня (5 часов)
3
Что такое пустыня?
1
Как образовались пустыни?
Какие бывают пустыни?
4
Где расположены самые известные пустыни мира?
1
Свирепые ветры пустынь.
Вода и жизнь в пустыне.
5
Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб.
1
6
Пустыня Кающихся Грешников.
1
Каменная симфония пустыни Гоби.
7
Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
1
Каньоны мира(2 часа)
8
Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон
1
мира.
9
Жизнь в Большом каньоне.
1
Как открыли Большой каньон.
В мире падающей воды(4 часа)
10
Водопад Анхель.
1
Водопад Йосемитский.
11
Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.
1
Как и когда возник Ниагарский водопад.
12
Водопады Игуасу и Гуагира.
1
Водопад Виктория.
другие водопады мира.
13
Карельский водопад Кивач.
1
Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.
Культ праздников водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
14
Самые большие озёра мира.
1
15
Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра.
1
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
16
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.
1
Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты,
сталагмиты, сталагнаты, геликтиты
17
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.
1
Пещерные города.
18
Сказочный мир подземных дворцов.
1
19
Пещерная система Флинт-Мамонтова.
1
Пещера Оптимистическая.
20
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.
1
21
Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные
1
ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
22
Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и
1
другие имена.
23
Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что
1
извергают вулканы.
24
Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы
1
планеты.
Вулканический туризм.
Тепло подземных вод и природных фонтанов(2 часа)
25
Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.
1
26
Гейзеры Северной Америки.
1
Новозеландское чудо.
Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир(3 часа)
27
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?
1
28
Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги
1
29
Великие оледенения прошлого.
1
В глубинах неизведанного (4часа)
30
Звенящие и поющие камни. Вашкский камень
1
31
Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные
1
шумы.
32
Полярные сияния. Гало и другие видения.
1
33
Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым?
1
Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?
Гиблые места (2 часа)
34
Здоровье и геопатогенные зоны. Безмолвные призраки морей.
1
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство
АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство
АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова,
В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор:
Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)